РГУ «Республиканская средняя специализированная музыкальная школа-интернат для одаренных детей им.К.Байсеитовой» Министерства культуры и спорта РК – музыкальное учебное заведение, широко известное в Казахстане и далеко за ее пределами. Школа им.К.Байсеитовой, или как с любовью ее называют «Байса», – это уникальное учебное заведение, предназначенное для комплексного обучения музыкально одаренных детей. В стенах этой школы дети получают специализированное музыкальное и общее среднее образование, предполагающее дальнейшее обучение выпускников в музыкальных и творческих высших учебных заведениях.

Республиканская средняя специальная музыкальная школа-интернат им.К.Байсеитовой была организована в 1948 году по примеру Центральной Музыкальной школы (открытой при Московской консерватории 1935 году на базе Детского отделения консерватории) согласно Постановлению Совета Министров СССР от 22 сентября 1948 года №2708 и Казахской ССР от 22 сентября 1948 года № 857. Важной задачей открытия школы было выявление, отбор и дальнейшее обучение музыкально одаренных детей в республике Казахстан. С этой целью были организованы длительные творческие командировки педагогов вновь образованной школы в отдаленные регионы республики в поисках музыкально одаренных детей на местах.

В 1957 году, согласно Постановлению ЦК Компартии Казахстана и Совета Министров Казахской ССР «Об увековечении памяти народной артистки СССР, лауреата Государственной премии СССР, солистки Государственного Академического театра оперы и балета им. Абая – Куляш Байсеитовой» от 14 августа 1957 года, школе было присвоено имя выдающейся казахской певицы уникального таланта с неповторимым голосом «соловья».

Согласно Указа Президента РК № 3002 от 24 мая 1996 года «О государственной поддержке школ для одаренных детей» создается «сеть школ для одаренных детей». Вслед за этим специальным Постановлению Правительства РК (№ 604 от 19.04.2000г.) школа одной из первых в стране получила новый статус – Республиканское Государственное учреждение (РГУ) «Республиканская средняя специализированная музыкальная школа-интернат для одаренных детей им. К.Байсеитовой» с двенадцатилетним сроком обучением.

К 100-летнему юбилею со дня рождения Куляш Байсеитовой 15 сентября 2011 года на территории РССМШИ был установлен бронзовый бюст прославленной певице. Это событие имеет очень важное значение в культурном пространстве страны, так как это первый в Казахстане памятник К.Байсеитовой. Автор памятника – заслуженный деятель РК, лауреат государственной премии Т.Бинашев.

06.04.23 1

Основными целями деятельности РГУ «РССМШИ для одаренных детей им.К.Байсеитовой» Министерства культуры и спорта РК являются:

  •   Отбор, выявление и поддержка одаренных детей, их ориентация в профессиональном плане в процессе специализированного музыкального образования;
  • воспитание творческой, всесторонне развитой, гармоничной личности, способной мыслить и действовать в новых современных условиях,
  • создание эффективной образовательно-воспитательной системы, интегрирующей опыт и потенциал педагогического коллектива, обеспечивающей необходимые условия для личностного развития, творческой самореализации и профессионального самоопределения музыкально одаренных детей;
  • подготовка специалистов в области музыкально-исполнительского искусства путем достижения профессиональной компетентности, конкурентоспособности выпускников, путем предоставления образовательных услуг на внутреннем и мировом рынках;
  • обеспечение качества учебного процесса в соответствии с требованиями образовательного стандарта и лицензии;
  • сохранение и преумножение нравственных, культурных ценностей казахстанского общества;
  •  формирование гражданской позиции, воспитание казахстанского   патриотизма, трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности, творческой активности учащихся школы;

Школа осуществляет следующие виды деятельности:

  • проведение  экспериментально-педагогических  работ  в  области    подготовки молодых музыкантов, интеграция в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий, реализация адаптированных учебных программ общественно-гуманитарного направления с учетом  особенностей и возможностей музыкально одаренных детей;
  • создание условий для творческого саморазвития учащихся, развитие духовных и потенциальных возможностей музыкально одаренных детей;
  • адаптация современных методик, технологий и программ к условиям Школы, использование учебников и пособий нового поколения, разработка авторских методик, технологий и программ художественно-эстетического и профессионального образования в сфере музыкального искусства (Здесь необходимо отметить, что все образовательные программы создавались непосредственно педагогами школы и являются, по сути своей, авторскими).
  • приобщение   к  достижениям  мировой  и  отечественной  культуры,   изучение истории, музыкального наследия казахского народа и других народов, проживающих в Республике Казахстан.

Статус и структура РССШМИ для одаренных детей им.К.Байсеитовой предполагают реализацию образовательных программ специализированного музыкального и среднего общего образования с очной формой обучения по трем ступеням:

  •  начальная школа 1-4 классы;
  • основная школа 5-9 классы;
  • средняя школа 10-12 классы.

Срок обучения – 12 лет. Обучение ведется на двух языках (казахском и русском).
Выпускники школы получают следующие виды документов:

  •    Аттестат об окончании основной школы (9 класс);
  •    Свидетельство об окончании специализированной музыкальной школы имени Куляш Байсеитовой;
  •    Аттестат об окончании средней школы (12 класс);

 Обучение в школе ведется по следующим музыкальным специальностям на отделениях:

  • отделение специального фортепиано (фортепиано);
  • отделение скрипки и альта (скрипка, альт)
  • отделение виолончели, контрабаса и арфы (виолончель, контрабас, арфа);
  • отделение духовых, ударных инструментов музыкального исполнительства эстрады (флейта, гобой, кларнет, саксофон, фагот, валторна, труба, тромбон, туба, ударные инструменты);
  • отделение народных инструментов (домбра–тенор, шертер, домра-прима, бас шертер, бас-домбра, кобыз-прима, кыл–кобыз, бас кобыз, сырнай, баян);
  • отделение теории, истории музыки и композиции;
  • отделение хорового дирижирования;
  • отделение оркестрового дирижирования (для учащихся исполнительских специальностей);
  • отделение обязательного фортепиано (для учащихся всех специальностей, кроме пианистов);
  • отделение концертмейстерского мастерства (для учащихся пианистов);
  • отделение камерного ансамбля и квартета (кроме учащихся теоретиков и дирижеров хора).

Для обучения и развития профессиональных навыков, исполнительского и сценического мастерства, а также формирования функциональной грамотности учащихся в школе организованы творческие коллективы: симфонический, камерный, народный, духовой, эстрадно-симфонический оркестры, хор учащихся, ансамбли скрипачей, виолончелистов, фольклорных инструментов, а также кобызистов и домбристов и др. В этих уникальных музыкальных творческих коллективах талантливые дети с самого раннего возраста могут проявить все свои способности уже как профессиональные оркестранты и музыканты.

Такие особенности воспитательного процесса в школе, как создание комфортных психологических условий, признание безусловной ценности каждого ребёнка, опора на позитивные стороны характера, уважительное отношение педагогов к детям способствуют всестороннему развитию, росту и формированию устойчивой системы профессиональных ценностей учащихся. Преподавательская деятельность основана на стремлении к воспитанию современной личности, настроенной на успех, самообразование и самосовершенствование, на создание, поддержание и развитие атмосферы творческого диалога, сотворчества педагога и ученика, поиска интерактивных путей достижения учебных целей.

Для определения достаточной степени музыкальной одаренности учащихся и их пригодности к дальнейшему профессиональному обучению в школе зачисление и перевод в 1, 4, 9-х, классах проводится на конкурсной основе. Учащиеся, не показавшие необходимые профессиональные и исполнительские навыки, но имеющие отличные музыкальные данные, по решению комиссии переводятся на другие отделения или в учебные заведения среднего общего образования по месту жительства. При проведении выпускных экзаменов в качестве членов и председателей итоговых аттестационных комиссий приглашаются ведущие педагоги-музыканты, профессора Казахской Национальной Консерватории им.Курмангазы, Казахского Национального Университета искусств и других учебных заведений культуры и искусства, выдающие деятели-музыканты.

Наряду с академической системой оценивания знаний учащихся на музыкальных отделениях (контрольные уроки, музыкальные викторины у теоретиков, экзаменационные прослушивания музыкальных произведений на остальных музыкальных отделениях), на общеобразовательном отделении внедрена новая система контроля знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с обновленным содержанием образования – формативное и суммативное оценивание, основанное на критериальном оценивании, что исключает субъективный подход со стороны оценивающего.

Благодаря усилиям руководства в РССМШИ им.К.Байсеитовой располагает мощным кадровым потенциалом, способным на высоком творческом, теоретическом и методическом уровне решать задачи по подготовке музыкально одаренных детей. На всех отделениях школы работает великолепный, сплоченный коллектив преподавателей – единомышленников, хорошо понимающих свои цели и задачи, и для которых значение слов «творчество», «мастерство» и «профессия» слились в единый конгломерат. Огромное количество педагогов – это бывшие выпускники школы, бережно сохраняющие традиции и преемственность обучения и воспитания своей любимой «Байсы».

Представители педагогического коллектива школы владеют современными эксклюзивными авторскими методиками, программами и огромным опытом обучения и воспитания молодых музыкантов, творчески относятся к планированию и проведению уроков, используют различные инновационные формы и методы работы с одаренными детьми. Педагогическая деятельность коллектива школы им.К.Байсеитовой внесла значительный вклад в развитие теории и практики отечественного музыкального образования. Она способствовала формированию исполнительских школ, развитию методики обучения, музыкальному исполнительству, развитию теории и практики детской музыкальной одарённости.

В личных портфолио почти каждого педагога школы большое количество сертификатов о посещенных семинарах, мастер – классах, различных тренингов, участие в научно-практических конференциях, публикации статей и издание учебной и нотной литературы и т.д.  Методическая работа в школе, в целом, отвечает принципам целесообразности, научности и социальной обусловленности; методические положения и выводы, сделанные в работах педагогов школы, научно обоснованы, направлены на развитие современных технологий, форм и методов воспитания и обучения, имеют практическую направленность для РССМШИ им К. Байсеитовой и возможность их использования в других образовательных учреждениях.

Для организации учебно-воспитательного процесса РССМШИ для одаренных детей им.К.Байсеитовой обеспечена необходимой материально-технической базой. Учебный корпус на 480 посадочных мест.  Учебные классы и кабинеты для индивидуальных и групповых занятий укомплектованы необходимым количеством школьной мебели, оснащены компьютерами, аудио и видео техникой. Оборудован спортивный зал, имеются прекрасные спортивные площадки для минифутбола, баскетбола и большой теннисный корт.

Имеется оборудованные Большой и Малый концертные залы.  Благодаря поддержке Министерства культуры и спорта РК фонд музыкальных инструментов школы постоянно пополняется новыми музыкальными профессиональными инструментами ведущих европейских фирм. Также при школе имеется музыкальный склад, обеспечивающий всех учащихся необходимыми музыкальными инструментами на прокат.

Школа имеет уникальную музыкальную фонотеку и видеотеку выдающихся солистов и коллективов мирового уровня. В школьном библиотечном фонде имеются нотные и книжные издания мировой и отечественной классики, учебная литература. Читальный зал обрудован  аудио и видеотехникой.

Действует пришкольный интернат на 110 мест, где созданы условия для проживания, питания, организации учебной подготовки детей из различных городов, областей Казахстана.

Стройность учебно-творческой системы и организация обучения и воспитания в РССМШИ им.К.Байсеитовой, определенная взаимная соотнесенность всех ее звеньев и структурных подразделений способствуют успешной подготовке музыкально одаренных детей.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ШКОЛЫ

Материально-техническая база РГУ «РССМШИ для одаренных детей им. К.Байсеитовой» Министерства культуры и спорта РК соответствует современным мировым требованиям для организации учебно-воспитательного процесса.

• На І этаже учебного корпуса расположены учебные кабинеты общеобразовательного отделения;
• На ІІ и ІІІ этажах оборудованы классы для проведения занятий по специальности;
• Цокольный этаж оборудован для проведения занятий по музыкально-теоретическим дисциплинам, класс ритмики, НВП;
• Имеется оборудованный спортивный зал, теннисный корт, малый и большой концертные залы;
• Пришкольный интернат на 110 мест;
• На всех этажах установлены камеры видеонаблюдения;
• Классные комнаты, кабинеты оформлены в едином стиле.

Учебные классы и кабинеты укомплектованы необходимым количеством школьной мебели, оснащены аудио и видео техникой, инструментами. Имеются кабинеты, оснащенные компьютерной техникой, в том числе 4 мультимедийных кабинета, подключенных к сети Интернет.

sh 001

Мультимедийное оборудование позволяет принимать участие на уроках в онлайн режиме, проводить открытые уроки на Республиканском уровне, проводить совещания, методические семинары, устанавливать творческие контакты с учебными учреждениями Казахстана и других стран мира. 3 кабинета предназначены для проведения занятий по музыкально-теоретическим и музыкально-историческим дисциплинам, как гармония, сольфеджио, музыкальная литература. Впервые в Казахстане инновационные компьютерные технологии используются при изучении музыкальных дисциплин.

tech2

Действует пришкольный интернат на 110 мест, где созданы условия для проживания, питания, организации учебной подготовки детей из различных городов, областей Казахстана и детей-оралманов, обучающихся в РГУ «РССМШИ для одаренных детей им. К.Байсеитовой» Министерства культуры и спорта РК.

В интернате оборудованы столовая на 110 мест, кухня для приготовления пищи, медицинский пункт, изолятор, процедурный кабинет, комната для самоподготовки учащихся, комнаты отдыха, где дети могут смотреть телевизор и слушать музыку.

6

6

В школе работает библиотека и читальный зал на 24 посадочных мест. Библиотека оснащена копировально-множительной техникой, что позволяет сохранять нотный материал. Библиотека школы-интерната считается лучшей в республике по росту фонда музыкальной литературы.

bibl

В фонотеке школы имеются записи музыкальной классики, оперной, симфонической музыки в исполнении самых выдающихся музыкантов Казахстана и мира. Материалы видеотеки позволяют учащимся производить просмотр опер и симфоний. В библиотечном фонде на общеобразовательном отделении имеются в наличии видеокассеты с учебно-методическими фильмами, лабораторными работами по химии, физике, биологии, истории Казахстана, по русскому языку. В школе имеется спортивный зал для занятий по физической культуре, а также для проведения спортивных секций: настольный теннис, баскетбол, мини-футбол. На территории школы оборудован теннисный корт, площадка НВП.

sh 007

sh 007

sh 007

sh 007

sh 007

sh 007

sh 007

Педагогами школы были изданы в печати нотные сборники, монографии, методические пособия, программы по специальным и музыкально-теоретическим предметам.

book1

Вся работа в школе организована по утвержденной директором школы циклограмме, где указаны занятия коллективных классов, работа отделений, время и сроки проведения школьных мероприятий и работа всех подразделений школы-интерната.

cycle

Для развития профессиональных навыков, исполнительского и сценического мастерства учащихся в школе организованы творческие коллективы: симфонический, камерный, народный, духовой, эстрадно-симфонический оркестры, Биг-Бенд, хор учащихся, ансамбли скрипачей, виолончелистов, кобызистов и домбристов, а также фольклорный ансамбль «Асыл мұра».

6

6

6

6

6

В этих уникальных коллективах одаренные дети с самого маленького возраста могут проявить свои музыкальные способности.

10

Начиная с 5-го класса учащиеся дополнительно овладевают профессиональными навыками игры на древних казахских фольклорных инструментах: саз сырнай, кыл кобыз, жетиген, сыбызгы, а также учатся пению в сопровождении домбры.

10

Организован джазовый оркестр «Биг-Бенд», который является лауреатом многих Международных и Республиканских конкурсов и фестивалей. Руководителем является известный музыкант – джазмен Яков Николаевич Хан.

10